Чисто британская машина
Чисто британская машина
Нью-Йоркское мотор-шоу 1961 года, щит израильской компании «Хайфа». В центре – Подвескаивный «Сейбр», слева – автомобиль «Кармель», сзади – универсал «Суссита». О таковой рекламе наверное желали и грезят многие! Фото этих автомобилей безвозмездно печатали на страничках светской хроники многие газеты и журнальчики мира. Логично: на «рилайентах» ездили малыши царицы Англии Эдвард и Анна и даже большой фанат породистых авто – супруг главы страны царевич Филипп. Разумеется, это был один из причин, которым английская компания должна необычным фуррором конца 1960-х – начала 1970-х. Завод чуть успевал собирать заказанные дилерами машины. Правда, золотые годы компании, ну и всего английского автопромышленности уже заканчивались...
«Рилайент-Сейбр 6» достигал 96 км/ч приблизительно за 12,2 с и развивал около 176 км/ч. Для начала 1960-х – очень недурно. А начались они для компании «Рилайент» в 1962-м – 40 5 годов назад. В те годы в Британии выпускали много Подвескаивных автомобилей, фаворитных и за пределами туманного Альбиона: «Триумф», MG, «Санбим». Компания «Рилайент» была далека от этого мира: с 1933-го делала трехколесные развозные фургоны. В 1956-м компания освоила самый передовой тогда материал – стеклопластик, но концептуально трехколесные «рилайенты» не поменялись.
Футуристический универсал с кузовом «Огл» – «Симитер GTE». На таком автомобиле ездил супруг английской царицы. Революционную роль в истории компании сыграл представитель... израильского автопрома Ицхак Шубински. Глава «Аутокар лимитед оф Хайфа» на Английском мотор-шоу 1960-го находил партнеров для сотворения Подвескаивного автомобиля. Завод в Хайфе с 1957 года выпускал авто «Сейбр» (сабля) с 40-сильным мотором английского «Форда». Под тем же заглавием уже к марту 1961-го – всего через 12 месяцев – Шубински желал созидать машину со стеклопластиковым кузовом. Конкретно энтузиазм к пластику привел его к управлению «Рилайент». А весну 1961-го он наметил не случаем: с новинкой предстояло выйти ни мало ни много на Нью-Йоркское мотор-шоу!
Одно из первых купе «Симитер» с 6-цилиндровым 120-сильным мотором «Форд». «Рилайент» и ателье «Огл», проектировавшее кузов, выполнили задачку в срок. Но низенький родстер с 57-сильным мотором «Форд» красотой не блестел – изготовлен был очевидно в спешке. Расчет Шубински, что израильской маркой заинтересуются сначала южноамериканские евреи, не оправдался. Да что там: даже в Израиле машины продавались вяло. Подвескаивных автомобилей (первых в стране, говорила реклама) сделали всего 45, после этого затею забросили. Правда, стеклопластиковую технологию использовали еще пару лет, выпуская страшноватые машины под маркой «Хайфа». Продавались они плохо, а когда по стране пошли слухи, что материал, из которого изготовлен кузов... охотно жуют верблюды, и совсем стали героями анекдотов.
Последний Подвескаивный «Рилайент» модели SS1 красотой не блестел. Но – из песни слова не выкинешь. Итак, Подвескаивный автомобиль погиб, так толком и не родившись. Но не пропадать же трудам, решило управление «Рилайента», и сначала 1962-го компания вышла с «Сейбром» на родной рынок. Как досадно бы это не звучало, рядом с именитыми, стильными и поболее резвыми MG и «триумфами» машина не смотрелась. Даже версия с 6-цилиндровым 2,5-литровым мотором от «Форда-Зодиак» и модернизированной подвеской, появившись в октябре 1963-го, не изменила ситуацию. До 1965-го продали только 55 четырехцилиндровых и 77 шестицилиндровых машин. Но на фирме уже «завелись» – решили показать машины в ралли. Особенных фурроров не снискали, но имя, вправду, сделалось известным и за пределами Британии. Любопытно, что в 1964-м, участвуя в ралли Монте-Карло (по тогдашним правилам начать гонку можно было из различных точек Европы) экипаж «Рилайента» стартовал из Минска.
«Рилайент-Симитер GTC» достигал практически 185 км/ч и разгонялся до 100 км за 9,7 с. В 1964-м заместо не очень успешного «Сейбра» стартовал «Рилайент-Симитер» (ятаган). Машина, сделанная вновь с ателье «Огл», стала не в пример симпатичней предшественника, к тому же обладала вправду Подвескаивной динамикой. На макете стоял даже мотор V8, но для серии тормознули на «шестерке» мощностью 120 л.с. с 3-мя карбюраторами. Автомобиль развивал более 190 км/ч, при всем этом был четырехместным, с емким багажником. Построив 66 машин, изменили подвеску, так как маневренность раскритиковали журналисты «Автокара». После чего реализации пошли очень хорошо. Фуррор подогрела версия 1966 года с более современным 130-сильным V6. С сентября 1967-го параллельно делали и поболее экономную 2,5-литровую модификацию.
Известный «Рилайент-Симитер GTE» – любимчик английской богемы после модернизации начала 1970-х. В 1965-м вышло событие, приметно повлиявшее на судьбу компании: мастерская «Огл» спроектировала, а компания «Рилайент» сделала необыкновенную версию для его Высочества барона Эдинбургского – жена царицы. Обладателю «Роллс-Ройса» и «Лагонды» сделали «Симитер» с необычным 3-х дверным кузовом – универсал с большими панорамными стеклами. Скоро версию, нареченную GTE (Gran Tourism Estate), проявили на Английском мотор-шоу, но серийной она стала только в 1968-м. Машина с 3-литровым мотором покоряла смелыми для 2-ой половины 1960-х новинками. К примеру, обогреваемым было не только лишь заднее, да и ветровое стекло! Раздельное заднее сидение складывалось по частям. Запаску расположили под капотом, сделав багажник очень емким. На задней двери стоял стеклоочиститель. К концу 1969-го продали уже 740 машин, в 1970-м – около 1000. Компания отказалась от выпуска купе – спрос на Подвескаивные универсалы был еще выше. Еще одну машину, сейчас уже серийную (с такой-то «путевкой в жизнь»!), дали на пробу царскому двору. На рождество 1970-го «Рилайент-Симитер GTE» получила в подарок принцесса Анна. Газеты, не обходящие стороной светские анонсы, конечно, об этом поведали.
Интересно, что компания не закончила делать трехколесные машинки, но с этого момента ее больше знали по Подвеска... универсалам. В 1971-м модернизировали тормоза и рулевое. В 1975-м в очередной раз улучшенный «Симитер» вновь достался принцессе Анне. Но на дворе был экономический кризис, спрос на резвые дорогие авто падал. Чтоб подогреть его, сделали автомобиль с откидным верхом «Симитер GTC». На него, как и на версию GTE, ставили новый «фордовский» мотор объемом 2,8 л. Автомобиль с откидным верхом заполучил младший отпрыск царицы Эдвард. Но сделал это, быстрее, из почтения к фирме, по «старой памяти» – популярность «рилайентов» резко снизилась. Из 442 выпущенных кабриолетов многие длительно стояли непроданными.
В 1982-м сделали макет с необычным кузовом работы «Бертоне» и 3,5-литровым «Ровер» V8. Но освоить его в производстве не отважились, а выпуск Подвескаивных GTE и GTC жизнь вынудила приостановить. Универсалов к тому времени выстроили более 9500 – очень много, беря во внимание стоимость и полукустарную технологию производства кузова.
Фирму еще кормили трехколесные машины. А новый Подвескаивный автомобиль SS1 появился только через два года – в 1984-м. Родстер с модным тогда конусновидным силуэтом смотрелся наспех склеенной самоделкой. Все же за два года продали около 1000 машин с моторами «Воксхолл» 1,3 л и «Форд» 1,6 л. С 1986-го выпускали вариант с «ниссановским» 1,8-литровым агрегатом. В 1988-м компания перебежала под контроль японской компании «Мидлбридж» и, чтобы свести концы с концами, собирала такси «Метрокэб». Последние «рилайенты-SS1» продали совсем не потомкам царского рода и вообщем не соотечественникам, а нескольким преданным фанатам марки в странах Бенилюкса. Сейчас английские родстеры брали в качестве коллекционных образцов – таким почти все прощают.
«Рилайенты» были обычными, как говаривали некогда на уроках литературы, представителями собственной страны, собственной эры и собственного класса. Стильными, но с налетом любительщины, резвыми, но прожорливыми и посредственно управляемыми, словом... нестандартными, запоминающимися. В истории золотого века английских Подвескаивных автомобилей, который, на самом деле, завершился совместно с «рилайентами», они оставили всего несколько страничек. Ярчайших страничек о «чисто британских машинах»....