Прочитал о получении прав в Грузии и стало грустно......


О реформах ГАИ в Грузии ходят легенды. Дескать Грузия полностью избавилась от коррупции в системе ГАИ, а процедура регистрации авто или получения водительских прав занимает считанные минуты и доступна стопроцентно хоть какому гражданину. Стопроцентно отпала профессия "решал" и "ускорителей", так как решать и ускорять на данный момент нечего. Всю систему сделали комфортабельной и дружелюбной к автолюбителю. Неуж-то такое может быть? Да, притом даже на местности стран СНГ. Оказывается, да.
С разрешения коллег из "Авто-Ревю" публикуем материал о получении водительского удостоверения в Грузии и о системе регистрации авто. Ах Такк это должно быть и к чему нужно стремиться.

Миша Подорожанский. Главный редактор "Авто-Ревю"

Тем, кто расспрашивает меня о Грузии, я протягиваю голубую пластиковую карточку.

— Грузинские права? А , там нельзя ездить по русским?

— Можно. Но угадай, сколько на это ушло времени?

— Ну...

— 100 40 секунд!





Сноваз: две минуты и 20 секунд! Время засекал не я, а фотограф. Перенося в компьютер данные из российского водительского удостоверения, женщина-полицейский попросила меня посмотреть в глазок камеры, позже взять стило и поставить «электронную» подпись. Дама нажимает на кнопку «Print» и вручает мне карточку. И ведь 140 секунд — разумеется не рекорд: секунд 10 ушло на то, чтобы поправить ошибки, — необходимо не Mihail Podorojansky, а Mikhail Podorozhanskiy...

И все же без блата не обошлось. Во-1-х, мне поверили на слово — и не потребовали «официального подтверждения» из органа, выдавшего водительское удостоверение в Рф. Во-2-х, со мной был Лаша, сотрудник из грузинского издания журнала Auto Bild, который «поселил» меня в своей тбилисской квартире: получая водительское удостоверение, нужно указать адрес, по которому будут приходить «письма счастья» — требования заплатить штрафы за нарушения.

А если у тебя вообще нет прав — ни российских, ни их-то других? Тогда все может затянуться чуть ли не на час! Это я тоже проверил.

После минутного дизайна документов соискатель идет в уставленную мониторами соседнюю комнату — и сдает теорию. Полчаса на 30 вопросов, максимум три ошибки.

Как мед справка? Никак: справки отмены!

Если наши сотрудники увидят, что человек, например, без руки или ведет себя неадекватно, то позовут доктора, а тот произнесет, можно ему давать права или нет, — ъясняет Леван Санадзе, директор межрайонного сервисного агентства МВД под Тбилиси. Здесь принимают экзамены, выдают водительские удостоверения, ставят и снимают с учета авто, регистрируют орудие.

— А дальтоники?

— А вы садитесь за монитор.

Сначала компьютер предлагает выбрать один из восьми языков, на котором ты будешь сдавать экзамен. Естественно, есть и русский. Позже на экране появляется полихроматическая картина — это и есть тест на дальтонизм. Если верно определишь «замаскированные» числа, то, считай, прошел медкомиссию — и приступаешь к экзамену. Не сдал — приходи через неделю. А сдал — выходи на улицу, где тебя поджидает Skoda Fabia и экзаменатор-полицейский.

Как носителя российского водительского удостоверения, меня освободили от экзаменов. От первого кадра (прием документов) до последнего (вручение удостоверения) прошло 140 секунд. Рядом, ожидая соискателей на грузинские права, скучали еще несколько красавиц в полицейской форме

На передней панели перед полицейским — сенсорный монитор: в компьютер вводится твой личный номер — и вся водительская биография как на ладошки.

Заезд задним ходом в «гараж», змейка, старт в горку, остановка на красный, парковка у обочины в стесненном пространстве и т.д.

— Сдал! — констатирует полицейский.

И сейчас я бы получил права у как «человек с улицы», заплатив около 35 баксов.

Про обучение на курсах даже не спрашивают.

А что с регистрацией машин?

Время От Времени когда на снятие и постановку на учет, включая растаможку, уходит больше пятнадцати минут, — уверяет Санадзе. — Обычно девять-10 минут. Не верите? А вы поговорите с водителями.

— У кого скопировали систему, у янки?

Зачем у янки? Ни не копировали. Сами сделали так, чтобы человек не тратил нервы и время. Видите вон там стоянку с автомобилями? Это больший авторынок Кавказа, 40 гектаров! Там работает наш сотрудник милиции, сверяет VIN, а торговцу или покупателю даже не обязательно там быть: информацию занесут в компьютер — и ее тут же увидят здесь. А обладатель может уже выбирать себе номер.

Мы подходим к подобию платежного терминала с сенсорным экраном. Ты вводишь буквы и числа, которые вожделел бы видеть на новом номерном знаке. Если такой знак уже выдан, компьютер предлагает поразмыслить над другим вариантом. Если композиция свободна, то на появится цена. Самый дорогой знак (скажем, с твоим именованием или только из семерок или единиц) обойдется в 10 тысяч лари (около $6000), если знак содержит три буквы и три числа, но без дефиса меж ними — около 700 лари (примерно 400 баксов), а если устраивает обыденный «очередной» знак, то слету подходи к стойке и получай.

— И что, в Грузии нет номеров-«вездеходов»?

Санадзе гордо улыбается:

Нет у нас блатных номеров! Нет даже номеров для милиции! У нас так нельзя. Вот, к , я полицейский. Если я нарушу и меня остановит другой полицейский, а я ему покажу удостоверение полицейского или скажу: «Отпусти, брат, я сам из полиции», — меня уволят.

Леван ведет в мастерскую, где с помощью нехитрых клише и пресса один полицейский штампует номера, а другой накатывает на их краску. Кстати, по желанию номер может быть как продолговатым «европейским», так и «квадратным», при всем этом без доплаты. На изготовление «заказного» номера уходит минуты три.

Тут я совсем было загрустил, но в дальнем углу холла увидел надпись «VIP Service».

А что такого? Это как бизнес-класс в самолете! Не хочешь ходить по залу, не хочешь, чтобы на тебя смотрело много людей, заплати малость в кассу, садись в кресло, пей кофе, а наши сотрудники все за тебя сделают. Допьешь кофе, садись за руль — и уезжай.

— А техосмотр проводят здесь же?

— Какой такой техосмотр? Нет у нас техосмотра!

Оказывается, техосмотр сообразила та же участь, что и мед справки. В Грузии сочли, что как очаг коррупции техосмотр приносит больше вреда, чем полезности, — и отменили его минимум до 2012 года, пока не появится механизм, исключающий взятки. По тем же причинам, кстати, отменили и санэпидемнадзор, и пожарные инспекции... Естественно, в Грузии не стало больше ни тараканов, ни пожаров.

Нет в Грузии и ежегодного транспортного налога. Единственный весомый сбор с автовладельцев — тамонная пошлина, которая зависит от года ыпуска автомобиля и объема мора. Любопытно, что растаможка новых машин обходится дороже, чем старенькых. Например, за автомобиль, выпущенный в текущем или прошедшем году, — по полтора лари (чуть больше бакса) за «кубик» рабочего объема, за пятилетку — по одному лари, если машине 10 лет — по 0,5 лари, и только начиная с 13-летнего возраста цены вновь растут: за растаможку 15-летнего автомобиля — по 0,8 лари за «кубик».



В этот день в агентстве было поставлено на учет около 500 машин, 230 человек сдавали теоретический экзамен, около 300 — практический, около 200 получили права, а всего было примерно 1500 гостей. И ни один из их не провел в очереди ни минуты.

Источник:

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Зарегистрируйтесь!